[image]

Космический мусор, практические решения

Как бы вы решили задачу сведения с орбиты спутника Envisat?
 
TH Dust Raider #03.04.2025 14:06
+
-
edit
 

Dust Raider
Leopold2013

новичок
Операция «Молчаливый гигант»
Как бы вы решили задачу сведения с орбиты спутника Envisat?

В рамках учебного симуляционного проекта мы с коллегами моделируем пилотируемую миссию по удалению одного из самых крупных объектов космического мусора на орбите — европейского спутника Envisat. Его масса ~8 тонн, высота орбиты ~780 км. Связь с ним была потеряна в 2012 году по неустановленным причинам.

Попытки восстановить аппарат невозможны — конструкция наверняка сильно деградировала и охрупчилась, элементы питания вздулись, а восстановление системы ориентации не представляется разумным (она была завязана на оптику, которая давно вышла из строя). Поэтому единственное решение - свести его с орбиты.

Мы рассматриваем два варианта:

- Установка большого тормозного устройства (солнечный парус, надувное нечто, изменяющее аэродинамику аппарата и т.п.)
- Установка долговечного радиомаяка для точного отслеживания аппарата и облегчения будущей утилизации

Мы планируем выполнить симуляцию пилотируемой миссии к Envisat, используя космический симулятор "Orbiter 2016". В качестве корабля мы используем модифицированную версию DeltaGlider из штатной комплектации симулятора. В оригинальной версии "Глайдера" удельный импульс движков составляет 40 000 с, поэтому мы "переделали" аппарат так чтобы он был более реалистичным - теперь используется (не)добрый старый гептил и два двигателя от второй ступени РН Titan III. Всё должно быть натурально!

Миссия предполагает автономный полёт (с тестированием моего расчётного софта), сближение с неуправляемым Envisat-ом и установку на него оборудования (тормозного устройства и/или маяка).

Собственно, вопросы к сообществу. Если бы вам нужно было разработать такую миссию — как бы вы решили поставленную задачу сведения Envisat-а?

- Какие устройства для сведения Envisat-а вы бы предложили? Солнечный парус, надувной "парашют", что-то иное?
- Как закрепить такое устройство на спутнике (учитывая то что он более хрупкий чем при старте и что там нет штатных узлов крепления)?
- Какие маяки/маркеры/отражатели применимы для того чтобы качественно отслеживать его в будущем?

Любые идеи, ссылки на реальные проекты (e.Deorbit, ClearSpace-1 и т.п.), или просто технические размышления приветствуются!
Всё это, разумеется, симуляция, но мы стараемся держаться в рамках реальных технологий. Будем рады вашему мнению и предложениям.
Прикреплённые файлы:
Envisat intercept.png (скачать) [1536x1024, 1.81 МБ]
 
 
   137.0137.0
RU Fakir #04.04.2025 13:38  @Dust Raider#03.04.2025 14:06
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
D.R.> В рамках учебного симуляционного проекта мы с коллегами моделируем пилотируемую миссию по удалению одного из самых крупных объектов космического мусора на орбите — европейского спутника Envisat. Его масса ~8 тонн, высота орбиты ~780 км.

Первый естественный вопрос: а кому и чем он мешает конкретно на этой орбите?
   97.0.4692.9997.0.4692.99
TH Dust Raider #04.04.2025 14:59  @Fakir#04.04.2025 13:38
+
-
edit
 

Dust Raider
Leopold2013

новичок
Fakir> Первый естественный вопрос: а кому и чем он мешает конкретно на этой орбите?

Странный вопрос с профессиональной точки зрения.
1) Envisat опасен т.к., его повреждение и разрушение может породить синдром Кесслера.
2) Это учебная миссия, поэтому мы могли сказать не "Envisat", а "тяжёлый крупногабаритный спутник на высокой солнечно-синхронной орбите". Смысла бы это не изменило. "Envisat" просто наиболее конкретный и яркий пример такой ситуации.
   137.0137.0
RU Fakir #04.04.2025 15:04  @Dust Raider#04.04.2025 14:59
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
D.R.> Странный вопрос с профессиональной точки зрения.

Предельно естественный, к-й ОБЯЗАН возникнуть.
При решении любой проблемы надо сперва удостовериться, а существует ли сама проблема.

Всё орбиты отличаются по "заселённости" (причём как самой орбиты, так и "соседних"), по характеру "естественной эволюции", как следствие - по рискам столкновения.

В зависимости от этого должны решаться и вопросы утилизации мусора. В каком-то случае проблемы просто нет как таковой, и решать нечего, в каком-то - она решается иначе (скажем, не "сводом с орбиты" в полном смысле слова, а с изменением до полностью безопасной "для судоходства" - наглядным примером являются ГСО-спутники).

D.R.> 2) Это учебная миссия, поэтому мы могли сказать не "Envisat", а "тяжёлый крупногабаритный спутник на высокой солнечно-синхронной орбите". Смысла бы это не изменило.

Тот же самый вопрос. Кому, чем и как мешает любой мёртвый спутник на солнечно-синхронной орбите.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
TH Dust Raider #04.04.2025 15:32  @Fakir#04.04.2025 15:04
+
-3
-
edit
 

Dust Raider
Leopold2013

новичок
Fakir> Предельно естественный, к-й ОБЯЗАН возникнуть.
Fakir> При решении любой проблемы надо сперва удостовериться, а существует ли сама проблема.
Fakir> Всё орбиты отличаются по "заселённости" (причём как самой орбиты, так и "соседних"), по характеру "естественной эволюции", как следствие - по рискам столкновения.

(Не)дорогой коллега, кого вы лечите, машу вать! Упырьте ваш мел, засуньте свою професси-анальную гордость себе в карман пиджака и поинтересуйтесь чем-то за пределами РосКокосмоса!

Envisat в западной коммерческой космонавтике считается первым кандидатом в причины синдрома Кесслера после испытаний противоспутникового оружия. У него на пересекающейся орбите два больших обломка, сближение с которыми происходит каждый год. И расхождение там всего 200 метров.

Вот вам статья с интервью Дона Кесслера лично по поводу Envisat-а:
https://www.spacesafetymagazine.com/space-debris/kessler-syndrome/don-kessler-envisat-kessler-syndrome/

На текущий год ESA готовит миссию по сведению "Envisat":
https://www.space.com/43157-e-deorbit-new-refuel-repair-mission.html

Есть чего сказать по делу - говорите. Нечего - так помолчите. Знаток.
   137.0137.0
RU Fakir #04.04.2025 15:54  @Dust Raider#04.04.2025 15:32
+
+3
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
D.R.> Упырьте ваш мел, засуньте свою професси-анальную гордость себе в карман пиджака и поинтересуйтесь чем-то за пределами РосКокосмоса!

Уважаемый, вам в корректной форме задали осмысленный вопрос. Есть чем ответить - так ответьте. По существу. Не можете внятно ответить - именно что помолчите, чем брызгать слюной.

А манеру общения поменяйте - в следующий раз за подобное будет штраф.

D.R.> Envisat в западной коммерческой космонавтике считается первым кандидатом в причины синдрома Кесслера после испытаний противоспутникового оружия. У него на пересекающейся орбите два больших обломка, сближение с которыми происходит каждый год. И расхождение там всего 200 метров.

Вы не поняли вопроса? Даже если предположить крайнее развитие событий - кому конкретно и насколько будет плохо и больно в этом раскладе?

Собственно из данного краткого описания напрашивается вывод, что именно сведение с орбиты не является необходимым - достаточно относительно небольшого изменения. Т.е. совсем другие ХС.
Не говоря о том, что "сближение на 200 м" - это не то, что выглядит как серьёзная опасность.

Что там кто-то что-то готовит - не является аргументом. Да, интересно, но не более. НАСА и про астреоидную опасность десятилетиями в дуду дудит и конференции собирает и миссия порой проектирует - тоже предлагаете к астероидной опасности всерьёз относиться на одном этом основании?
   97.0.4692.9997.0.4692.99
+
-
edit
 

Xan

координатор

D.R.> - Какие устройства для сведения Envisat-а вы бы предложили? Солнечный парус, надувной "парашют", что-то иное?

Парусом надо активно рулить, чтобы сила действовала именно на торможение.
Хотя на солнечносинхронной это проще.

А для парашюта там атмосферы слишком мало, на два порядка меньше, чем на высоте МКС.

D.R.> ... (учитывая то что он более хрупкий чем при старте и что там нет штатных узлов крепления)?

У него наверняка есть "ноги", которыми он опирался при запуске на РН. Рассчитанные на десятки тонн.
Сотни килограммов они наверняка выдержат.
Документация-то на него осталась, или уже просрали?! :D

Запустить FPV дрон, который схватит его за ноги.
Развернуть в нужную сторону и тормозить. Пока не упадёт.
   135.0.0.0135.0.0.0
+
+1
-
edit
 

spam_test

аксакал


Xan> Запустить FPV дрон, который схватит его за ноги.
Xan> Развернуть в нужную сторону и тормозить. Пока не упадёт.
насколько мал может быть спутник-тормоз?
И еще вопрос, если сводить вниз, не получится так, что в процессе его "торпедирует" спутник на низкой орбите с увеличением количества мусора, особенно, если будет развернут крупный парус.
   134.0.0.0134.0.0.0

haleev

опытный

Xan> У него наверняка есть "ноги", которыми он опирался при запуске на РН. Рассчитанные на десятки тонн.
Там конструкция такова, что "жопой" спутник ориентирован к Солнцу и с этой стороны развёрнута длинная солнечная батарея. Которая жопу как фиговый листок прикрывает.
У аппарата наверняка в сервисном модуле есть и двигательная установка для коррекции и сведения с орбиты. И там должны быть сопла реактивных двигателей, которые тоже должны были передавать большую нагрузу на спутник.
Но всё портит солнечная батарея

Стыковаться с противоположной стороны не получится - там оптические датчики и прочая хрупкая ПН.
А сбоку тоже плохо - неизвестно сколько топлива осталось, соответственно непонятно - где находится центр масс.
   1919
Это сообщение редактировалось 08.04.2025 в 21:34

Xan

координатор

s.t.> насколько мал может быть спутник-тормоз?

Нужно дельтаV около 200 м/с.
(Я в арифметике не ошибся?)
Это минимально 600 кг вонючки.
Так что меньше тонны тормоз вряд ли получится.
Вики считает, что пара тонн.

Если сводить одним импульсом (чтоб через пол-оборота уже воткнулся в атмосферу) то тяги нужно хотя бы 300 кГ.
Так что прочность спутника существенна.
Но можно и меньшей силой, если множеством импульсов, постепенно понижая перигей.

s.t.> И еще вопрос, если сводить вниз, не получится так, что в процессе его "торпедирует" спутник на низкой орбите с увеличением количества мусора, особенно, если будет развернут крупный парус.

Ну, там есть гаишники, светофоры — можно провилять между остальными участниками орбитального движения. :D

По правилам надо, чтоб тупые железки не сближались на расстояние меньше 5 км.
А с пассажирами на 25 км.
   135.0.0.0135.0.0.0
SE Татарин #08.04.2025 15:28  @Xan#08.04.2025 10:30
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Xan> Парусом надо активно рулить, чтобы сила действовала именно на торможение.
Для низких высот есть простой вариант электродинамического тормоза - кидается "внизу" длинная проволока (может быть очень тонкой, там особых токов нет), подаётся напряжение. Это вот ускориться электродинамикой сложно, а вот диссипативно рассеять импульс в околоземном типа-вакууме проблем-то нет.

Главная проблема (большие затраты ХС и топлива на спецаппарате, специально выведенном на ту же орбиту) будет подлететь и прицепиться.
   135.0.0.0135.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Xan> Если сводить одним импульсом (чтоб через пол-оборота уже воткнулся в атмосферу) то тяги нужно хотя бы 300 кГ.

Зачем одним-то? ИМХО это совершенно излишнее требование. Есть куда спешить, кто-то мешает хоть 10 или 20 раз выдать в апогее же импульс меньшей тяги? Да, ЖРД на многократное включение сложнее и это удорожает при прочих равных - но снижение тяги наоборот, снижает. Причём снижение тяги даже всего на порядок удешевит движок сильнее, чем удорожит его требование многократного включения - такая вот технико-экономическая алгебра.

Xan> Это минимально 600 кг вонючки.

Если уж заморачиваться сведением - совершенно непонятно, зачем ограничивать себя вонючкой и вообще ЖРД. Спешить-то некуда. Ставь высокоимпульсный ЭРД, и алга. Пусть хоть 5 лет орбиту меняет. Там вообще не к спеху.

Да, конечно это сложнее. И в плане буксира дороже. Может и не оправдать экономию массы. СБ в частности нужны (но может можно подрубиться к собственным СБ спутника??? они явно просели, но какую-то мощность еще должны выдавать, порядка половины от исходной; ну неориентированы, так спутник всё равно как-то для ориентации крутить надо средствами буксира-сводчика).

Еще бОльшая сложность в поддержании ориентации всё время работы движка. Впрочем, тут можно сразу нацелиться на гравитационную, взяв с собой длинную штангу - полдела сделано.

Варианты с парусом или проводами-струнами также имеют право на существование.

Но это всё забегание вперёд.
Для начала стоило бы понять, нужно ли вообще СВЕДЕНИЕ как таковое. В смысле полное, в атмосферу до метеора с красивым следом.

Даже если вдруг этот спутник на его орбите действительно представляет какую-то опасность (что тоже совсем еще не факт!) - может быть, достаточно всего лишь на сотню-другую км поднять или опустить его орбиту. А может даже меньше чем на сотню.
И/или чуть изменить наклонение. Глядишь, вероятность столкновения еще на два-три порядка упадёт и станет совершенно пренебрежимой.

Или чуть изменить орбиту так, чтобы она стала неустойчивой под естественными воздействиями нецентральности поля Земли и воздействия Луны и т.п.

Кстати, солн. парусом такого можно ожидать добиться. Эффект НЯП известен, хотя не уверен, что для круговых орбит. По крайней мере, где-то смутно припоминается, что описаны расклады, когда за длительное время орбита очень сильно эволюционирует в сильно эллиптическую, вплоть до чуть ли не ухода от Земли. Типа, спутники при опредёленном направлении вращения и в случ. периодич. затенения Землёй могут сильно поднимать свою орбиту на больших временах.
У этого правда орбита сильно высокая, но не факт что бестеневая, тут надо смотреть.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters