[image]

Боевые корабли Дальнего Востока древности и Средневековья - кобуксон ("корабль-черепаха"), колёсные корабли, и др.

 
1 2 3 4 5

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ко всем цветным картинкам добавлены описания (на английском).
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Сенсация! Китайский колёсный пароход!
Прикреплённые файлы:
гравюра.jpg (скачать) [578x596, 84 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

excorporal

координатор
★★☆
Fakir> Сенсация! Китайский колёсный пароход!
... с педальным приводом? ;)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну чё ты всё малину обос.л!
Такая провокация намечалась!
   
+
-
edit
 

excorporal

координатор
★★☆
Fakir> Ну чё ты всё малину обос.л!
Надо же, тут народ легковерный...
Fakir> Такая провокация намечалась!
Ты бы не поленился трубу пририсовать, что ли. :D
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Пририсовывать усы на исторические гравюры - воспитание не позволяет!

Фак!!! Скачал еще Турнбулла, "Samurai Invasion" (42.57 Mб) c адреса

MediaFire

MediaFire is the simplest free file hosting service for businesses, professionals, and individuals to share files and images with others.

// www.mediafire.com
 

- архив, собака, запаролен!!!
   
CZ D.Vinitski #21.11.2007 00:53
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Первые упоминания о китайских колёсных кораблях относятся к 418 г н.э. - говорится о "кораблях, которые движутся будто бы сами по себе". Еще полтора века спустя вскользь говорится о "ножных лодках", и лишь в документах, датирующихся 782-м годом, описывается конструкция колёсной лодки: "Ли Гао, который всегда интересовался хитроумными машинами, приказал построить корабль, который имел по бокам два колеса, приводимых в движение "беговой дорожкой". Этот корабль мчался, как ветер, как если бы все паруса были подняты".
Противники при виде корабля, движущегося без вёсел и парусов, думали, что против них воюют духи.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Колёсные корабли широко использовались на Янцзы в первую очередь южной династией Сон в XII веке в войне с захватившими север Китая журчэнями - для Сон Янцзы служила рубежом обороны.

Колёса приводились в движение ногами "гребцов", но не в каком-нибудь огромном беличьем колесе, просто на валу радиально были расположены "ступени" (см. рис.).
Возможно, иногда применялась зубчатая передача - для передачи вращения от "педальной" оси на вал колеса.
По словам современника, колёсный корабль делал в день до 1000 ли (500 км).
Колёсные корабли также отличались высокой маневренностью - т.к. колёса разных бортов приводились в движение независимо, корабль мог разворачиваться "по-танковому" и без труда давать задний ход. Поскольку с такой маневренность за счёт одних лишь колёс руль был уже особо без надобности, на больших колёсных кораблях ставили колёсо большого диаметра на корме.

"Колесники" были четырёхколёсные, как на гравюре, (каждое колесо вращало четыре человека - хотя иногда и семь и даже больше) или восьмиколёсные.
Упоминаются даже 20 и 23 колёсные корабли длиной до 100 м и способные перевозить 700-800 человек.
Колёса были защищены с боков, так что были практически невидны.

В 1130-х гг века в Китае происходили крестьянские восстания, в результате повстанцы и/или активизировавшиеся под шумок пираты совершали многочисленные набеги на поселения по берегам озера Дунтинху. Династия Сон использовали на Янцзы и колёсные корабли - но повстанцы, не будь дураки, захватили несколько 4-хколёсных кораблей, технологию переняли, и стали докучать императорской власти еще сильнее. Перенять технологию им оказалось легко еще и потому, что они захватили не только сами корабли - к ним руки попал и непосредственно разработчик 8-миколёсных кораблей Gao Xuan, некстати оказавшийся на борту своего изобретения. В результате колёсные корабли повстанцев оказались даже лучше имперских "оригиналов".

Интересную тактику для борьбы с "колёсными" пиратами применил генерал Ё Фей (Yo Fei) в 1135 - забросав поверхность воды у одного из берегов бурьяном и всяким валежником, он, маневрируя своим флотом, завёл противника в "замусоренную область", и добился того, что их колёса запутывались и корабли потеряли ход - после чего их взяли на абордаж.


Рисунок из китайской книги 1842 г, посвящённой защите берегов
Прикреплённые файлы:
Гравюра1842.jpg (скачать) [406x555, 50 кБ]
 
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
1161 год, 23-хколёсный корабль Сон обстреливает из требюше корабль Жинь.

A 23-WHEEL PADDLESHIP OF THE SONG
DYNASTY BOMBARDS A JIN DESTROYER
WITH LIME BOMBS HURLED BY TRACTION
TREBUCHETS AT THE BATTLE OF CAISHI, AD 1161

This plate shows a contest between two very different forms
of warship, both of which could be fast and manoeuvrable. In
1161 there occurred the most celebrated naval battle
between the Southern Song and the Jin, when the latter, who
were that day under the personal command of their emperor,
attempted to force a crossing of the Yangtze at Caishi. The
Song paddle-wheel fighting ships moved rapidly round the
island of Jinshan to bombard the Jin with traction trebuchets.
The men inside them paddled fast on the treadmills, and the
ships glided forward as though they were flying. In this
reconstruction one paddle-wheel has been placed at the
stern, and there is a flag flying which reads 'Support the Song.
Destroy the Jin'. The Jin were so badly defeated at Caishi that
the Jin emperor was assassinated on board his flagship by his
own followers.
The ships used by the Jin in this plate are the fast and
light warships that were the 'destroyers' of medieval China.
Unlike tower ships and war junks, the walls of these
two-storey ships were continuous with the hull, so that the
oarsmen occupied the lower deck and were fully protected,
while missile troops went into action above their heads.
Close-combat grappling was therefore not a primary function
of these ships. The 'armour plating' was of wood or
rhinoceros hide, and there was a fierce tiger's face painted on
the bow.
To combat these fast-moving ships the Song used lime
bombs thrown by trebuchet catapults. The bombs were
pottery containers with very thin walls, inside which were
placed poisonous drugs (probably arsenic), lime and
fragments of scrap iron as well as gunpowder. When these
were hurled on to Jin ships the lime filled the air with smoke
so that their sailors could not open their eyes. The explosive
devices were almost identical to soft-cased explosive
'thunderclap bombs' thrown by traction trebuchets. The
bombs were fitted with time fuses that caused them to
explode on hitting the surface of the water. The bomb cases
rebounded and broke, scattering noxious clouds from the
lime that had been mixed in with the gunpowder.
 


Внимание! Надпись на рисунке перепутана!!! Она относится к следующему рисунку (где один 4-хколёсный корабль изображён).
Прикреплённые файлы:
1161.jpg (скачать) [922x672, 140 кБ]
 
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
1272 год, китайские колёсные корабли династии Сон, прорывающие блокаду, обстреливаются с берегам монголами из требюше с противовесами (это первый отмеченный случай использования таких требюше в Китае).


PADDLE-WHEEL WARSHIPS OF THE
SOUTHERN SONG RUN THE GAUNTLET OF
THUNDER CRASH BOMBS TO BREAK THE
BLOCKADE OF XIANGYANG BY THE MONGOLS,
AD 1272

The most famous use of paddle-wheel fighting ships in
Chinese warfare took place during the epic siege of
Xiangyang (modern Xiangfan in Hubei Province) between
1267 and 1272, the war which saw the most desperate
rearguard action by the Southern Song against the
advancing Mongols. The siege of Xiangyang is best known
today because it was the occasion when counterweight
trebuchets made their first appearance in China, but the use
of paddle-wheel warships is equally striking. Two heroes of
the Song took a relief convoy of 100 paddle-boats laden with
clothing and other supplies to the help of the beleaguered
twin cities of Xiangyang and Fancheng that lay opposite
each other on the river. The convoy waited until dark to make
their return voyage, but the Mongols burned bales of straw
on the riverbank to give illumination. The Song paddleships
took up a rectangular formation, every ship being equipped
with firelances, trebuchets and bombs, burning charcoal,
large axes and heavy crossbows, and sailed out into the river
using red lamps as signals. But the Mongols fired iron-cased
bombs from counterweight and traction trebuchets when the
Song fleet approached, so that the Song crewmen were 'up
to their ankles in blood'.
The design of these paddleships gave them offensive as
well as defensive potential, because bulwark boards were on
each side, each plank being five feet long and two feet wide.
Below this were fixed turning pulleys like those which raise
hanging windows. When approaching the enemy, those
inside could loose bombs, incendiary arrows and firelances.
On closing with the enemy the sailors suddenly lifted up and
fully opened the bulwark hatches so that the walls acted like
a shield.
 
Прикреплённые файлы:
1272.jpg (скачать) [768x613, 83 кБ]
 
 
   
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Замечательный, буквально дистиллированный образец евроцентризма: когда во время Опиумных войн (см. Опиумные войны - Первые "полицейские" войны, или Как Запад нёс миру свободу торговли полтора века назад [Fakir#22.11.07 20:53] ) англичане столкнулись с китайскими речными колёсными лодками на мускульной тяге, они решили, что бедные и отсталые китайцы пытаются так убого скопировать европейские колёсные пароходы.

В книге 1884 г., посвящённой Опиумным войнам, Бутаков и Тизенгаузен пишут:
"В городе была найдена пушечно-литейная мастерская, четыре орудия, отлитые по образцу английских, и джонка, на которой было устроено что-то в роде гребных колес; это указывало, что неприятель готов перенять от европейцев, что можно."

В 2002-м году автор приложения к книге Бутакова и Тизенгаузена выдаёт такой пассаж:
"История с созданием китайцами своих колесных судов, приводимых в движение не паровой машиной, а людьми, выглядит и трогательно, и печально."


Никому даже в голову не приходит, что китайские колёсные лодки - не свежее неполноценное заимствование у европейцев, а продукт собственной тысячелетней традиции!
   
RU Клапауций #22.11.2007 22:18  @Fakir#21.11.2007 21:08
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
Fakir> По словам современника, колёсный корабль делал в день до 1000 ли (500 км).

Что-то очень много для педальной тяги...

Если сравнить с европейскими гребными судами:
"...максимальная скорость хода могла достигать 7-8 узлов. Однако таких результатов галера могла добиваться только на совсем короткой дистанции, например, во время атаки. Средняя скорость при спокойном море составляла 4,5 узлов в первый час, а затем падала до 2-1,5 узлов." - Флот Ордена госпитальеров. Родос. Комментарии : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
"Наибольшая скорость триер под веслами при работе всех гребцов одновременно не превышала 7-8 узлов на коротких переходах. При гребле повахтенно удавалось поддерживать скорость в 3 узла в течение всего дня." - http://aboutpirates.ru/kategoriya2.php
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну, это из древнекитайского источника, так что может быть правдой, может, и нет... Мог и ошибиться и/или приврать.

Но:
1) Сравнение колёсных лодок с галерами - некорректно. Галеры - морские суда, китайские колёсные лодки - сугубо речные. Т.е. нет проблем с волнением, зато течение может даже помочь.
2) Галерные гребцы работают руками, китайские "гребцы" - ногами. Что называется, почувствуйте разницу. Причём движения китайцев довольно просты и "удобны" - как по лестнице бежишь, не то что бревном весла ворочать, руками и спиной.

Во время Опиумной войны англичане отметили, что китайские 4-хколёсные лодки двигались со скоростью около 6 вёрст в час (это по русской книжке 1884 г.). Тут ряд вопросов: во-первых, какая верса имелась в виду? А то ведь вариации возможны от 1,06 км до 2,1 км (межевая верста). Ну и во-вторых - была ли та скорость максимально возможной для колёсных лодок.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вдогонку к сравнению галеры с колёсной лодкой: летом возьми напрокат на ближаёшем озере/речке/водохранилище/не знаю что там у вас под рукой есть сначала обычную лодку, потом водный велосипед - и сравни развиваемые скорости и собственную усталость ;)
А ведь китайская колёсная лодка - по сути, водный велосипед-переросток.
   
+
-
edit
 

excorporal

координатор
★★☆
Fakir> 1) Сравнение колёсных лодок с галерами - некорректно. Галеры - морские суда, китайские колёсные лодки - сугубо речные. Т.е. нет проблем с волнением, зато течение может даже помочь.
В больших реках проблемы с волнением очень даже бывают, а вот скорость течения - мизерная.
Fakir> 2) Галерные гребцы работают руками, китайские "гребцы" - ногами. Что называется, почувствуйте разницу. Причём движения китайцев довольно просты и "удобны" - как по лестнице бежишь, не то что бревном весла ворочать, руками и спиной.
Вот, "руками и спиной", а не только "руками", как ты писал сначала. Спина, она сильная...
   
+
+1
-
edit
 

excorporal

координатор
★★☆
Fakir> Вдогонку к сравнению галеры с колёсной лодкой: летом возьми напрокат на ближаёшем озере/речке/водохранилище/не знаю что там у вас под рукой есть сначала обычную лодку, потом водный велосипед - и сравни развиваемые скорости и собственную усталость ;)
Забыл ключевые слова - " с тем же водоизмещением". В байдарке я сделаю твой велосипед, не напрягаясь.
Fakir> А ведь китайская колёсная лодка - по сути, водный велосипед-переросток.
Почему, по-твоему, в Европе о колесных кораблях забыли (их римляне точно знали), если они такие охренительно эффективные?
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Вдогонку к сравнению галеры с колёсной лодкой: летом возьми напрокат на ближаёшем озере/речке/водохранилище/не знаю что там у вас под рукой есть сначала обычную лодку, потом водный велосипед - и сравни развиваемые скорости и собственную усталость ;)
excorporal> Забыл ключевые слова - " с тем же водоизмещением". В байдарке я сделаю твой велосипед, не напрягаясь.

Гм... ты уверен, что обычный 2-хместный водный велосипед не тяжелее байдарки? Мне чё-т кажется, что он потяжелее даже стандартной прогулочной лодки. Там одни железяки уже веса добавляют :)

excorporal> Почему, по-твоему, в Европе о колесных кораблях забыли (их римляне точно знали), если они такие охренительно эффективные?

1) Римляне-то знали, но насколько они у них были распространены, и насколько вообще удачным получились - ба-альшой вопрос.
2) Что самое главное - в Европе не было крупных рек, на которых бы велись боевые действия (а китайские колёсные лодки, судя по всему, в первую очередь, именно - если не исключительно - боевые корабли).
3) Общий упадок технологий в Европе после падения Рима. Тогда дофига чего забыли.


Средневековая миниатюра, изображающая римский колёсный корабль на бычьей тяге.
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да и в Европе, кстати, начиная с определённого времени (середина XVI в.) понемногу начали вспоминать.

Есть упоминания, что в 1543-м в Барселоне Бласко де Гарай сделал судно с двумя гребными колёсами, приводимыми во вращение 40 гребцами. Якобы де Гарай годом позже показывал Карлу I чуть ли не пароход, но в это поверить уже трудно.

Но в целом, очевидно, Европе того времени колёсные корабли на мускульной тяги были просто не нужны. На море толку от них не так уж много, а сооружение в целом сложнее обычной галеры.


Иллюстрация из базельского издания Витрувия 1575 г.
(хотя похоже, что Витрувий описывал использование колёс не для тяги, а лишь в качестве лага!)
Прикреплённые файлы:
1575.jpg (скачать) [245x310, 24 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 22.11.2007 в 23:34
RU Клапауций #22.11.2007 23:28  @Fakir#22.11.2007 22:30
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
Ну, про течение excorporal уже сказал, ни разу оно не помощник.

Тут ведь вот какая беда. Плыли они, допустим, световой день. Ну, 10 часов. 500 километров - это 50 км/ч. Средняя за много часов, не в рывке! Это просто охренительная скорость.

Fakir> 2) Галерные гребцы работают руками, китайские "гребцы" - ногами. Что называется, почувствуйте разницу. Причём движения китайцев довольно просты и "удобны" - как по лестнице бежишь, не то что бревном весла ворочать, руками и спиной.
Я в молодости занимался греблей, так что могу сравнить. При длительной нагрузке весла (спина-руки) "делают" ножной привод однозначно.
Причем гребли мы не на легких байдарках, а на, к примеру, четырехвесельных ялах, которые, собаки такие, тяжелые как... как... как четырехвесельные ялы! :D


Fakir> Во время Опиумной войны англичане отметили, что китайские 4-хколёсные лодки двигались со скоростью около 6 вёрст в час (это по русской книжке 1884 г.). Тут ряд вопросов: во-первых, какая верса имелась в виду? А то ведь вариации возможны от 1,06 км до 2,1 км (межевая верста). Ну и во-вторых - была ли та скорость максимально возможной для колёсных лодок.
Какая бы это ни была верста - 50 км/ч из нее не выжать. И здесь опять та же засада - интересует-то не максимально возможная скорость, а средняя за длительное время.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А почему ты думаешь, что плыли только световой день? Ту же блокаду прорывали ночью...
   
RU Клапауций #22.11.2007 23:35
+
+1
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
Теперь еще цифры.

Для колес
"...(каждое колесо вращало четыре человека - хотя иногда и семь и даже больше) ... Упоминаются даже 20 и 23 колёсные корабли длиной до 100 м и способные перевозить 700-800 человек."
то есть, на 800 человек суммарного экипажа - ну, максимум 160 гребцов (велосипедистов? :) )


Для весел
"Экипаж галеры включал примерно две сотни гребцов, от пятидесяти до двухсот солдат и до пятидесяти матросов."
На 450 человек - 200 гребцов.

КПД низкорослого китайца вдвое выше европейца (ну, пусть даже и турка) ? :F

Короче, не зря они там у себя опиум запрещали... Уж летописцев точно надо было отгонять от маковых полей :D
   
RU Клапауций #22.11.2007 23:38  @Fakir#22.11.2007 23:30
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
Fakir> А почему ты думаешь, что плыли только световой день? Ту же блокаду прорывали ночью...
Блокаду прорвать - это недалеко. А дальше начинаются проблемы с навигацией...
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Кстати, какая всё же скорость течения Янцзы? Навскидку нашёл, что максимальная - 16 км/ч, но это экстрим явно. Но средняя-то поди минимум километра 3 набежит? За сутки эдак - уже плюс полста вёрст... А то, глядишь, еще и ветер помогал при случае.

Блин, а может, у китайцев тоже были разные ли? Не только полукилометровые?
Хотя, может, это у них художественный приём... Типа круглая цифра? Тем паче что в переводах (с китайского на английский) из других источников говорится еще круче - "корабли скользили над водной гладью, как будто летели".

Но в любом случае, ИМХО, очевидно, что скорость колёсных кораблей была выше, чем у гребных - иначе фиг ли бы китайцы с ними заморачивались?
   
+
+1
-
edit
 

excorporal

координатор
★★☆
Fakir> Но в любом случае, ИМХО, очевидно, что скорость колёсных кораблей была выше, чем у гребных - иначе фиг ли бы китайцы с ними заморачивались?
Я тоже мучаюсь этим вопросом - а нафиг? ;) Возможно, колеса больше подходят для малообученного экипажа. В древности военные корабли с обученными ( не важно - свободными или рабами) гребцами имели подавляющее преимущество при маневрах. К тому же гребное судно значительно шире, что в реках и каналах не хорошо.
   
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru