Для мозга, который не имеет центральной иерархии знаний, где каждый кирпичик плотно пригнан, поскольку следует из предыдущего и подтверждается последующим, для такого мозга любая информация воспринимается отдельно подвешенной в пространстве. Таблица умножения, экстрасенс, блокбастер, википедия, совет сотрудницы, реклама в глянце, школьный учебник, воскресная проповедь, статья в блоге, телепередача, молекулярная физика, энергия атома, обнаженная женщина, киллер с лопатой - любая информация имеет равные права, и критерием является все равно вера. Если факт подходит к вере - он годится, не подходит - отметается. Никаких попыток анализа.
Международная команда ученых использовала для поиска аксионов космическую рентгеновскую обсерваторию «Чандра», направив ее на скопление Персея, расположенное в 240 световых годах от Земли. В галактических скоплениях есть гигантские магнитные поля и яркие источники рентгеновского излучения. Поэтому если там есть аксионы, астрономы могут их заметить.
Команда изучила данные, собранные обсерваторией за пять с лишним суток. В частности, телескоп измерял силу рентгеновских лучей, возникавших в результате падения вещества в сверхмассивную черную дыру, находящуюся в центре одной из галактик скопления Персея. Если бы там были аксионы, «Чандра» смог бы их обнаружить.
Увы, их там не оказалось. Это не значит, что аксионов не существует. Возможно, у них больше масса, или они превращаются в фотоны не так просто, как казалось. Так что пока теория всего остается недостижимой.
Многие модели теории струн предсказывают существование аксиона — частицы сверхнизкой массы из гипотезы 1970-х годов. Она решала в теории проблему того, почему атомные силы следуют так называемой симметрии четности заряда, чего, согласно многим теориям, делать не должны. Как оказалось, теория струн также предсказывает множество частиц, которые ведут себя как аксионы, из-за чего их назвали аксионоподобными частицами.
Одним из свойств аксионоподобных частиц является умение превращаться в фотон при прохождении через магнитное поле. И, наоборот, фотоны могут превращаться в аксионоподобные частицы, совершая то же действие. Вероятность превращения зависит от ряда факторов: напряженности магнитного поля, пройденного расстояния и массы частицы.
И в этот момент вдруг появляется астрофизик Кристофер Рейнольдс из Кембриджского университета в Великобритании и его команда. С помощью рентгеновской обсерватории Чандра ученые исследовали активное ядро галактики NGC 1275, которая находится на расстоянии около 237 миллионов световых лет от нас, в центре скопления галактик, называемых Скопление Персея.
Восьмидневное наблюдение закончились тем, что они почти ничего не смогли узнать о черной дыре галактики из-за плотных облаков газа перед ней. Но затем они поняли, что в этих обстоятельствах можно попробовать обнаружить аксионоподобные частицы: «Рентгеновское излучение от NGC1275 должно проходить через горячий газ Скопления Персея, а этот газ намагничен, — пояснил Рейнольдс. — Магнитное поле относительно слабое (более чем в 10 000 раз слабее, чем магнитное поле на поверхности Земли), но рентгеновские фотоны должны преодолевать огромное расстояние, проходя через это магнитное поле. Следовательно, существует высокая доля вероятности преобразования фотонов в аксионоподобные частицы (при условии, что аксионоподобные частицы имеют достаточно малую массу)».
Поскольку вероятность преобразования зависит от длины волны рентгеновских фотонов, наблюдения должны выявить искажение — некоторые длины волн более эффективны для данного процесса. Команда ученых около года искала искажения, но так его и не обнаружила.
Выходит, существование аксионов в рассмотренном диапазоне масс (вплоть до одной миллионной миллиардной массы электрона), теперь под вопросом.
Новая книга Ли Смолина «Неприятности с физикой...» эмоционально противоположна восторженному энтузиазму книг Брайана Грина. У современных теорий переднего края (прежде всего, у теории струн) есть немалые проблемы, и честный разговор о них служит этаким ведром холодной воды на горячие головы. Ли Смолин известен как один из отцов-основателей теории петлевой квантовой гравитации – главного конкурента струнного подхода, – а также как автор книг Life of the Cosmos (1997) и Three Roads to Quantum Gravity (2001), в России не издававшихся. Книга местами не проста для осмысления, но весьма информативна. В ней в одном месте собраны самые последние результаты, которые неспециалисту было бы нелегко найти по первоисточникам. В первых трех частях книги оценивается состояние фундаментальной физики под тем углом, что теория струн зашла в тупик, приводятся свежие экспериментальные данные, не находящие объяснения в ее рамках. Четвертая часть посвящена организации (западной) академической науки и социальным причинам стагнации в области фундаментальной физики.
Ли Смолин драматически приоткроет закулисье прекрасного и сверкающего мира физический открытий. В этой серии вас ждут:
→ разоблачение панамериканской лиги плюща в выдачи грантов
→ неизменный вот уже как лет 20 консервативизм в американской научной среде
→ как желание иметь стабильный заработок и признание низводит юных физиков на скользкую дорожку поклонения струнной теории
→ как на издательстве ставят крест за публикацию книги о квантовой гравитации (порочащей доброе имя теории струн)
→ как пережить насмешки от коллег на почве неприятия теории струн
Для знакомых с джунглями научного сообщества такое положение не станет открытием, но будет однозначное узнавание.
Может это странно, но книг по теории струн, у нас пропорционально американским тиражам издается очень много, но такая ситуация отображает общие тенденции. (Маленькая книга о большой теории струн Губсера, Космический ландшафт Сасскинда, Теория струн и скрытые измерения Вселенной Шинтмана Яу и Стива Надиса, книги Дойча и т. д.).
Международная команда ученых использовала для поиска аксионов космическую рентгеновскую обсерваторию «Чандра», направив ее на скопление Персея, расположенное в 240 световых годах от Земли.
В частности, телескоп измерял силу рентгеновских лучей, возникавших в результате падения вещества в сверхмассивную черную дыру, находящуюся в центре одной из галактик скопления Персея.
Питер Войт
Математический физик, Колумбийский университет. Автор книги Not Even Wrong: The Failure of String Theory and the Search for Unity in Physical Law («Даже не ошибка: Провал теории струн и поиск единства в физических законах»).
Идея унифицировать физику, предложив струны, движущиеся в 10 измерениях пространства-времени, в качестве фундаментальных сущностей, родилась в 1974 году и спустя 10 лет стала главной парадигмой унификации. После 40 лет исследований и десятков тысяч опубликованных работ мы узнали только одно: это пустая идея. Она не способна ничего предсказать о чем бы то ни было, поскольку вы можете получить практически любую физику, соответствующим образом выбрав, как сделать 6 из 10 измерений невидимыми.
Несмотря на это, сторонники идеи унификации посредством теории струн отказываются признавать ее провал и часто приводят блестящий пример из воспоминаний Макса Планка, который говорил о том, что происходит, когда ученые стареют, сохраняя верность идеям, которые должны быть отброшены (см. с. 106. – Ред.). Но вместо того чтобы отказаться от ошибочной идеи, ее сторонники, как мы слышим в последнее время, призывают отказаться от общепринятых представлений о научном прогрессе. Согласно теоретикам струн, мы живем в глухом углу Мультивселенной, в которой «возможно всё», а это «возможно всё» идеально описывается теорией струн, так что фундаментальная физика себя исчерпала.
Потребовалось много времени, чтобы примирить квантовую физику и общую теорию относительности. На сегодняшний день не было предложено ни одной общепризнанной теории, объясняющей все физические наблюдения. В этой работе мы переформулировали римановую геометрию в терминах кривизны и тензоров энергий, используя формализм планковской шкалы. Предложенное уравнение может быть преобразовано в уравнения Дирака в электродинамическом и хромодинамическом полях с уменьшением кривизны фона. Мы переопределили массу и заряд лептонов в терминах взаимодействия между энергией поля и кривизной пространства-времени. Полученное уравнение ковариантно в пространстве–времени и инвариантно относительно любого планковского масштаба. Следовательно, константы Вселенной могут быть сведены только к двум величинам: планковской длине и планковскому времени. Мы доказали, что уравнение поля Эйнштейна из общей теории относительности на самом деле является релятивистским квантовомеханическим уравнением. Далее мы смоделировали Вселенную, используя уравнение с лямбда-формализмом Эйнштейна, и обнаружили, что динамику Вселенной можно рассматривать как гармонические осцилляторы, запутанные лямбда-кривизной. Это уравнение может быть использовано для описания переноса энергии между двумя запутанными пространствами-временами между одной и той же Вселенной и между любыми двумя Вселенными (ER=EPR). Сингулярности черных дыр можно избежать в масштабах Планка, потому что пространство и время больше не переплетаются. Это уравнение предсказывает, что информация о свете из запутанной Вселенной может быть передана в нашу Вселенную. Был предсказан фон гравитационной волны, и ее спектр был близок к наблюдаемому.