Динамика глобального распространения электромобилей замедляется. Развитые страны из-за экономических сложностей сокращают поддержку этого вида транспорта, при этом сами машины на батарейках по-прежнему дороги и неудобны для потребителя. Значит ли это, что эра электрокаров закончилась, так и не ...
// monocle.ru
Проблема в том, что строить зарядные станции, особенно в черте мегаполиса, — очень затратное и, главное, экономически невыгодное дело. Например, в России стоимость покупки, приобретения и подключения одной быстрой зарядной станции составляет не менее 5 млн рублей. При средней цене многочасовой зарядки одного электрокара 400‒500 рублей окупаемость такого объекта как минимум не будет быстрой. Ну и в целом стоит отметить, что мировая энергетика не в восторге от того, что при общем росте потребления и цен на электроэнергию и дефиците генерирующих мощностей появляется еще один крупный потребитель электричества в лице электрокаров.
Помимо сложностей с зарядкой владельцы электрокаров жалуются на невыгодную остаточную стоимость электромобилей. Проблема в том, что аккумуляторы в электрокарах стремительно деградируют, так же как, например, в смартфонах (средний срок их использования в среднем составляет пару лет). Из-за этого, например, в Европе только в первый год эксплуатации электрокар может потерять в цене до 20%. А в ряде авторитетных европейских справочников приводятся примеры, когда за три года пользования и при пробеге, скажем, 60 тыс. км электрическое авто теряет от первоначальной стоимости порядка 60%.
Под ударом сейчас находится и репутация надежности электрокаров. Ожидалось, что в силу своей более простой конструкции они очень редко будут беспокоить своих владельцев поломками. Но, например, немецкий автомобильный союз ADAC недавно привел такие данные: в 2023 году в Германии число аварий и отказа двигателей у электромобилей выросло на 50%. При этом, согласно статистике ADAC, главный зафиксированный дефект у электрокаров (44%) — отказ аккумуляторов, 23% приходится на проблемы с мотором, есть нарекания владельцев и в адрес бортовой электроники.
Напомним, что в РФ недавно была принята государственная программа поддержки электротранспорта, в прошлом году на ее реализацию на период 2023‒2025 годов из бюджета было выделено 86 млрд рублей. Правительство планирует, что к 2030 году порядка 10% всех производимых авто в России будут на электрическом ходу. Сейчас на собираемые в России электрокары покупателю полагается внушительная государственная субсидия в размере до 925 тыс. рублей, это может достигать почти трети розничной цены электромобиля (например, собираемого в Липецке электроседана Evolute i-Pro). Владельцы электромашин в РФ освобождаются от транспортного налога, есть льготы на страховку, им полагаются бесплатные парковки во многих городах, в том числе в Москве, бесплатный проезд по ряду платных трасс, а также бесплатная зарядка на некоторых видах ЭЗС, общее число которых сейчас в России оценивается на уровне семи тысяч.