В январе 2014 г. израильская компания Вес1ек объявила о начале разработки новой системы дозаправки в воздухе. Предполагается использование длинных гибких шлангов, на концах которых будут расположены аэродинамические поверхности, управляемые оператором и компьютером. При выпуске шлангов они разводятся в стороны с помощью этих поверхностей.
КБ «Ильюшин» планирует приступить к опытно-конструкторским работам в 2021 году. Основные требования к будущему самолету предъявляет Министерство обороны Российской Федерации.
В список необходимых характеристик входит возможность дозаправки в воздухе. Отметим, что ранее в России к большим военно-транспортным самолетам подобная технология не применялась. Кроме этого, новая модель должна иметь возможность базироваться на снеговых и грунтовых аэродромах. Такие требования предъявляются к современным военным самолетам.
Грузоподъемность должна составлять не менее 80 т на расстояние 5 тыс. км. Длина грузового отсека — около 27.5 м, ширина — 5.8 м, а высота — 4.4 м. Самолет должен быть оснащен четырьмя двигателями, которые поднимут его на высоту 12 км и разгонят до скорости 850 км/ч.
В военных целях на «Руслане» планируется перевозить все виды техники и вооружения — от истребителей и вертолетов до комплексов ПВО и радаров Радиотехнических войск. А также обеспечивать выброску воздушного десанта. Соответственно, все конструкции и внутреннее пространство должны быть предусмотрены для данных действий.
Наши транспортные самолеты должны иметь систему дозаправки топливом в полете.
Изобретение позволит повысить эффективность применения беспилотников, увеличив время их пребывания в воздухе, радиус боевого применения и массу полезной нагрузки при взлете. "Предлагаемая система позволит производить заправку БЛА топливом в полете в любое время года и суток в автоматическом режиме, повысить надежность и безопасность на этапе стыковки, а в случае ее применения для пилотируемых воздушных судов значительно снизить психофизические нагрузки на экипаж воздушного судна", - говорится в документе.
Планируется, что заправка будет осуществляться при помощи беспилотника-заправщика. Запатентованная система заправки беспилотного летательного аппарата топливом в полете содержит оборудование беспилотника-заправщика и оборудование заправляемого БЛА. "Оборудование БЛА-заправщика содержит заправочный шланг с установленным конусом на одном конце, агрегат заправки, блок управления, датчик положения конуса и датчик стыковки, установленные на конусе заправочного шланга, - отмечается в документе. - Оборудование заправляемого БЛА содержит заправочную штангу, блок определения положения конуса, блок расчета параметров рассогласования, датчик уровня топлива".
Изобретение, запатентованное в России, позволит повысить безопасность и надежность на этапе стыковки конуса беспилотника-заправщика с заправочной штангой заправляемого беспилотника вне зависимости от спутниковой навигационной системы.
Авторы патента заявляют, что предлагаемое техническое решение практически применимо, так как для его реализации могут быть использованы штатные средства, входящие в состав бортового радиоэлектронного оборудования воздушных судов.