14 февраля 2020 года – это не только дата «оккупации» влюбленными всевозможных кафе и ресторанов. Это был день разочарования для небольшой, но интересной группы людей: именно тогда было объявлено, что руководство одной из крупнейших госкомпаний, Газпрома, осталось без бонусов по итогам года.
Речь идёт о невыплате премий примерно на 1 млрд рублей, и сокращении общих доходов, которые должны были составить 48% годового дохода руководства. Ситуации бывали разные, но лишение премий руководства сырьевой госкомпании, да ещё монополиста – это уже событие поистине знаменательное.
про отставки смотрите сами
И дело не в том, что газ стремительно дешевеет во всём мире. Да, февральские цены на голубое топливо в Европе побили 16-летний минимум, опустившись до $101,7 за 1000 кубометров на нидерландской площадке Title Transfer Facility (TTF) и до $95,7 за 1000 кубов - на хабе в Зебрюгге. Смешалось всё сразу: из-за торговой войны США с Китаем танкеры со сжиженным газом развернулись в Европу, увеличив предложение на европейском рынке в 1,5 раза, в ожидании газового конфликта России с Украиной европейские компании заранее заполнили под завязку газовые хранилища, плюс ещё зима выдалась рекордно тёплой. И вот наши газовики остаются без прибыли. По оценке Fitch, Газпром тратит порядка $100 на поставку 1000 кубов в Европу.
Кроме того, что есть технологические ограничения, связанные с большим диаметром труб «Северного потока 2» (48 дюймов), ряд требований к судам-трубоукладчикам предъявляет ещё и Дания, в водах которой остановилась стройка. В распоряжении России есть только одно судно, которое хотя бы теоретически после переоснащения может соответствовать всем требованиям – «Академик Черский». Это судно китайского производства, которое изначально строилось для Нигерии. Изначально его планировали задействовать для прокладки газопровода в рамках проекта «Сахалин-3» на дальнем востоке. Но вскоре после введения новых санкций, оно двинулось в сторону Сингапура, вызвав массу домыслов о том, что самостоятельные работы по завершению «Северного потока 2» начались. Однако в феврале стало известно, что судно направляется в сингапурские верфи для переоборудования для работ на Южно-Киринском месторождении проекта «Сахалин-3». Так что, похоже, есть доля правды в словах министра энергетики США Дэна Бруйетта, заявившего об отсутствии у России необходимых технологий для завершения строительства. Как и когда Газпром завершит прокладывать трубу в Германию – не известно
С «Силой Сибири» получилась ещё более нелепая ситуация. Стремление поскорее застолбить Китай, построив трубу за 450 млрд рублей и освоив дорогостоящее Чаяндинское месторождение, потребовавшее строительство Амурского газоперерабатывающего завода за 950 млрд рублей, привело к фатальным ошибкам. Из-за ошибок в геологоразведке и нарушений в разработке месторождения 20 скважин Чаяндинского месторождения не дают газ. В итоге заполнять «Силу Сибири» нечем. Разработка месторождения обошлась в 7 млрд рублей, и оно должно было принести в будущем 334 млрд рублей. Но этим планам не суждено сбыться из-за спешки и желания освоить побольше денег: у «Силы Сибири» была более дешёвая альтернатива – газопровод «Алтай», который мог быт в 5,5 раз дешевле. Зато компании-подрядчики «Стройгазмонтаж» у Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» у Геннадия Тимченко остались довольны после выполнения такого дорогостоящего проекта
Речь идёт о невыплате премий примерно на 1 млрд рублей, и сокращении общих доходов, которые должны были составить 48% годового дохода руководства. Ситуации бывали разные, но лишение премий руководства сырьевой госкомпании, да ещё монополиста – это уже событие поистине знаменательное.
Явно что-то пошло не так. Причём настолько, что в Газпроме даже начались кадровые чистки. Спустя несколько дней после урезания премий, в отставку были отправлены ряд руководителей: главный бухгалтер Елена Васильева, руководитель аппарата правления Михаил Середа, генеральный директор дочерней ООО «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов (ранее был ответственным за строительство «Силы Сибири») и гендиректор ООО «Газпром добыча Оренбург» Владимир Кияев.
// Дальше — newizv.ru